Женщины за многоженство

Споры в судах и парламентах, приложения для поиска второй жены и новости о скандальных браках заполняют первые полосы СМИ. Однако эти дискуссии идут главным образом в странах западного (или христианского) мира, которым эта практика исторически чужда. А как работает многоженство там, где оно включено в сбалансированную социально-экономическую систему? Какую пользу оно приносит мужчинам, женщинам и обществу в целом?


Насколько справедлива критика полигамии с позиций защиты прав женщин? Об этом рассказывает Анна Зелькина, научный сотрудник Школы изучения стран Азии и Африки при Лондонском университете. Понять многоженство В отношении полигамии существует масса околонаучных теорий. Одна утверждает, что полигамия необходима, чтобы удовлетворить естественные биологические и психологические потребности мужчин, которые постоянно ищут новых сексуальных партнеров.


Априори считается, что единственная форма полигамии - это многоженство, однако это не так. Существует еще и полиандрия, система семейных отношений, при которой у одной жены много мужей. В Тибете, например, женщина выходит замуж одновременно за всех братьев из одной семьи и становится их общей женой, а дети, рожденные в таком браке, признаются всеми братьями как родные. Согласно другой точке зрения, институт многоженства отождествляется с ущемлением прав и свобод женщин.


Однако эта связь не абсолютна: до недавнего времени в европейском обществе, официально не допускавшем многоженства, женщина была в полной зависимости от мужчин - сначала от отца, а потом от мужа, брата или взрослого сына - и не имела никаких имущественных и юридических прав. Распространенность полигамии в Африке, как правило, объясняется примитивностью местных племен и воспринимается как одно из проявлений их дикости.


Отождествление в сознании европейца полигамии с доисторическим варварством восходит к работам этнографа середины XIX века Льюиса Моргана, публикации которого легли в основу знаменитой работы Фридриха Энгельса Происхождение семьи, частной собственности и государства. Первые путешественники, колонизаторы и миссионеры, оказавшиеся в Африке, отмечали, что полигамия - повсеместное явление, и считали ее искоренение частью своей цивилизаторской миссии.


Длительное существование полигамии в традиционных обществах выработало механизмы поддержания равновесия не только между полами, но и между разными возрастными и статусными группами, а нарушение этого баланса часто приводит к тому, что страдают наименее защищенные члены общества - прежде всего женщины. Во время своего путешествия по Танзании я впервые столкнулась с неолитическими племенами, у которых семейные отношения сохранились на уровне, отождествляемым с первобытно-общинным.


Ислам и скотоводы Объединенная Республика Танзания состоит из двух обособленных географических и культурно-исторических территорий: континентальной части (бывшая Танганьика) и острова Занзибар. Хотя обе части признают общую конституцию, 99 процентов населения Занзибара исповедуют ислам, остров имеет свое законодательство, основанное на шариате.


Вопросы семейного права рассматриваются в местных кадиятах (религиозных судах), которые в соответствии с исламскими законами признают полигамию. Разрешение иметь четырех жен оговорено в шариате условием, что мужчина должен материально обеспечивать всех жен и их детей одинаково, а также относиться к ним с равным вниманием. В конце 1960-х примерно треть населения исповедовала ислам, треть - христианство и треть - традиционные африканские религии.


С тех пор под воздействием христианских и мусульманских миссионеров ситуация, безусловно, изменилась, но чтобы понять, какова она сейчас, необходимо специальное исследование. Проводить исследования в Танзании непросто прежде всего из-за исключительной этнолингвистической пестроты населения.


Здесь проживает 125 разных этносов, говорящих на более чем ста языках четырех африканских лингвистических групп, не считая европейских переселенцев и китайской общины. Помимо этого на уклад жизни и семейные отношения танзанийцев влияют и условия их жизни.


Масаи - наиболее многочисленная этническая группа, проживающая на территории северной и центральной Танзании и южной Кении. Это одно из самых архаичных племен, сохранившее патриархальные отношения и традиционный образ жизни полукочевых скотоводов.


На примере масаев можно понять, почему полигамная семья является наиболее оптимальным социально-экономическим институтом, необходимым для физического выживания каждого члена такого общества. Масаи никогда не практиковали земледелие, а религия запрещает им убивать диких животных, поэтому основная их еда - молоко и кровь коров, по особым случаям - мясо коров или овец. Многоженство вместо разводов Масаи пасут свои стада полукочевым способом, преодолевая огромные расстояния и переходя с одних пастбищ на другие.


Только те женщины, у которых умер муж и нет взрослых сыновей, занимаются выпасом коров; обычно это дело мужчин и мальчиков, причем мальчики начинают ходить с коровами с пятилетнего возраста. В примитивном обществе, которое постоянно находилось в борьбе с соседями за пастбища, количество воинов и пастухов определяли силу семьи: чем у человека больше жен, тем, как правило, больше у него детей, тем больше помощников и защитников интересов семьи.


Поэтому помимо числа коров социальное положение взрослого мужчины определяется количеством жен и детей, которые могут сохранить и преумножить это богатство. Многоженство обеспечивает экономическую и социальную защиту не только мужчинам, но и женщинам.


Среди масаев существует четкая и жесткая социальная стратификация, где роль каждого члена общества зависит прежде всего от пола и возраста. Весь жизненный цикл жизни масаев связан с переходом из одного социального состояния в другое. Взросление и переход в категорию полноправного члена общества отмечается обрядом обрезания (для обоих полов).


Незамужняя женщина находится на самой низкой ступени социального положения и становится полноправным членом общества только после замужества и рождения детей.


Ребенок масаи возле стада, принадлежащего его родителям Фото: Tom Kirkwood Reuters Социализация мужчин и женщин проходит внутри их статусных и возрастных групп; мужчины редко бывают дома, и отношений между мужем и женой в том виде, в каком мы привыкли их понимать в западном обществе, не существует.


В условиях примитивного существования на долю женщины выпадает множество дел - от строительства жилья, поддержания порядка, приготовления пищи, рождения и воспитания детей до ухода за скотом. Поэтому жены часто приветствуют, а иногда и инициируют появление второй или третьей жены, с которыми они могут разделить и обязанности, и досуг.


В отличие от многих азиатских обществ, где дочь воспринимается родителями как обуза (что до сих пор приводит к массовым убийствам новорожденных девочек, например, в Индии), масаи приветствуют рождение девочек: институт многоженства гарантирует, что если не все, то большинство женщин выйдут замуж, а их родители получат за дочь определенное число коров.


Масаи практически никогда не разводятся: мужчина должен содержать жену всю жизнь. Даже если женщину уличают в неверности, к разводу это, как правило не приводит. Чаще всего дело ограничивается штрафом (конечно, в виде коров), который должен выплатить либо человек, с которым женщина изменила, либо ее отец.


Решение о разводе не может быть принято без совета старейшин, и даже если виновата жена, семья мужа должна вернуть коров, полученных от семьи жены во время свадьбы, что для большинства является неприемлемым условием. Легче взять новую жену, не разводясь со старой, чем проходить сложную и накладную процедуру развода. Если же развод все-таки происходит, женщина оказывается практически вне закона: никто не возьмет ее снова в жены, дети, рожденные после развода, не будут принадлежать никакой семье и станут изгоями.


Если мужчина и может в исключительных случаях оставить жену, то развод по инициативе жены у масаев невозможен - однажды выйдя замуж, женщина навсегда остается в семье мужа. Ошибка миссионеров Колонизация Африки сопровождалась активной миссионерской деятельностью, и полигамия стала краеугольным камнем при христианизации местных племен.


Христианские церкви рассматривают полигамию как один из наиболее пагубных пороков и требуют от мужчин перед крещением выбрать одну жену и развестись с другими. Существует немало историй, которые демонстрируют, насколько эти требования оказались неприемлемы не только для мужчин, но и для женщин.


По рассказам миссионера, старейшина одного из племен, принявший христианство, решил строго следовать требованиям новой веры и обратился к своим пяти женам с предложением решить, какая из них останется с ним, а какие получат развод. Возмущенные таким предложением жены ушли от него, а сам старейшина, несмотря на свой бывший статус и богатство (он имел 800 коров), стал изгоем общества, всеми отверженным и презираемым.


Среди танзанийцев бытовало мнение, что христианские миссионеры спасают душу, но губят общество. А первый танзанийский доктор теологии посвятил свою диссертацию совместимости африканской полигамии и христианской доктрины. Его проповеди были с энтузиазмом встречены новообращенными танзанийскими христианами, но далеко не все из них, крестившись, отказались от многоженства.


Женщины масаи выполняют обряд для повышения фертильности Фото: Radu Sigheti Reuters Согласно последним статистическим данным, в Танзании 25 процентов женщин находится в полигамном браке, причем процент таких браков за последние 25 лет уменьшился всего на 2,5 процента. Семейное право до сих пор рассматривается в рамках обычного права, а закон о браке (Law of Marriage Act) в Танзании официально закрепляет институт многоженства. Женщины защищают многоженство О полигамии в Танзании идут жаркие споры.


Они указывают на то, что в традиционном праве развод не предусмотрен, а в условиях городской жизни многоженство теряет патриархальный характер и напоминает то, что происходит в западных обществах: мужчина заводит вторую жену, но обе они живут раздельной параллельной жизнью. Разница между такой второй женой и любовницей лишь в том, что муж открыто признает ее и ее детей, содержит их, не делая из этого тайну, но при этом жены и их дети не составляют единой семьи.


Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

Семейный центр
Колыбель жизни | Колыбель жизни в мире
Школа для будущих мам

8 (903) 777-05-55
info@pre-perinatal.ru
ICQ 446-798-241